Из истории Дворца школьников

История нашего Дворца – это многолетняя летопись, в которую вплетены имена и судьбы не одного поколения казахстанцев.
Дворец школьников г. Алматы был построен по заказу Правительства Казахской ССР и распахнул свои двери 30 сентября 1983 года. Сотни жителей и гостей города собрались на торжественное открытие Дворца по адресу: г. Алма-ата, проспект Ленина, 114. С самых первых дней Дворец стал главным местом встречи школьников, центром самых масштабных мероприятий! Сегодня Дворец школьников – это большой творческий коллектив единомышленников, тысячи детей, которые каждый день с радостью распахивают двери Дворца и уносят с собой только самые добрый эмоции!

Здание Дворца школьников, возведенное по личной иницитиве Динмухамеда Ахмедовича Кунаева – это исторически значимый памятник архитектуры, внесенный в реестр Республиканского значения с 1984 года. Его авторами являются ведущие архитекторы и инженеры В.Ким, А.П. Зуев и Т.С. Абильдаев.
Уникальное сооружение Дворца школьников стало поистине украшением города, гордостью Республики, по своей выразительности и конструктивному решению – важным градостроительным элементом. Здание Дворца состоит из 12 павильонов, полезная площадь которых свыше 35 тыс. кв. метров., и имеет необычную форму, состоящую из нескольких спиралей, концентрически сходящихся к одной точке. Центром композиции является купол, перекрывающий зал торжеств.

Динамические формы сооружения, расположенного на фоне предгорий Заилийского Алатау, завершают один из красивейших ансамблей города. Если смотреть на Дворец с высоты птичьего полета, то можно увидеть контуры пионерского галстука, который развевается на ветру, а центральная площадь перед Дворцом и аллеи, ведущие к ней, образуют солнце с лучами.
Монументальное здание, расположенное на восточной стороне проспекта Достык, дополняет эспланаду, идущую от гостиницы «Казахстан», продолжая развитие на юг одной из главных магистралей города. Обширные озелененные пространства с аллеями, цветниками, живописными группами деревьев отделяют Дворец школьников от проезжей части. Здесь же установлен памятник общественному деятелю Казахстана Гани Муратбаеву (скульптор Т.Досмагамбетов, О.Прокофьев, архитекторы – Ш.Валиханов, А. Кайнарбаев).

1983 – 1991 годы – Республиканский Дворец пионеров и школьников, проспект Ленина, 114.

1992 – 2004 годы – РГКП «Республиканский Дворец школьников».

2004 год – переименован в РГКП «Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования» Министерства образования и науки Республики Казахстан» (постановление Правительства Республики Казахстан от 28 апреля 2004 года № 481 «О переименовании РГКП «Республиканский дворец школьников»).

2009 год – переименован в ГККП «Дворец школьников» Управления образования города Алматы (постановлением акима города Алматы от 17 августа 2009 года № 4/520).

2. Предыстория
Интересна история строительства зданий для внешкольной работы в нашем городе. В 1936 г. в Алма-Ате был организован Дом пионеров, находившийся на углу улиц Гоголевская и Пушкинская. Позже, в 1962 г., Дом пионеров переехал в новое здание по адресу ул. Калинина, 93 (ул.Кабанбай батыра), построенное по переработанному проекту Московского Дома пионеров с учетом сейсмического районирования. В это же время он был переименован во Дворец пионеров. В 1983 г. было построено новое здание Республиканского Дворца пионеров.

3. Архитектурные особенности здания.

3.1. Дворец рассчитан на одновременное посещение свыше двух тысяч школьников. Проектом предусмотрен зрительный зал на 790 посадочных мест, кружковая часть, хореографические и спортивный залы, плавательный бассейн. Логическая соподчиненность и пространственная раскрытость объемов обусловлена динамичной композицией здания в виде спирали с нанизанными на ее ось павильонами.

3.2. При возведении Дворца школьников использованы только казахстанские строительные материалы: кордайский и балхашский граниты, ракушечник Мангыстау, дерево, металл. Основные мотивы решения интерьеров — мягкость очертаний
и светонасыщенность потолков.

3.3. Центром композиции здания является купол, перекрывающий Зал торжеств. Диаметр купола 21 метр, высота 19 метров. Весь Дворец построен по концепции спиральной галактики. Все помещения Дворца расположены по спирали от Зала торжеств. В зале установлены 19 ваз, которые были изготовлены на Капчагайском фарфоровом заводе. Каждая ваза символизирует одну из областей Казахстана. На вазах символами изображено то, чем знаменита каждая область. Украшение Зала торжеств – люстра, в которой установлено 288 ламп, вес люстры – 3,5 тонны, диаметром – 7 м.

3.4. Необычную трактовку получил главный вход, акцентированный парадной лестницей и ребрами вертикальной навесной солнцезащиты, ведущий в круглый по форме вестибюль. Узкие горизонтальные пояса окон – люкарн, освещающие двухуровневое подкупольное пространство и расчленяющие нижнюю и верхнюю части купола, визуально облегчают его и создают эффект парения.

3.5. В главном объеме размещены залы; на первом уровне –танцевальный зал с массивной колонной в центре, служащей опорой для расположенного уровнем выше зала торжеств. На внутренней оболочке купола устроена антресоль для зрителей.

3.6. Архитектурную композицию фасадов обогащает разнообразие размеров и форм оконных проемов. При возведении здания на участке с высокой сейсмической активностью были использованы прогрессивные методы строительства, в частности, монолитный железобетон в подвижной опалубке, приняты меры по усилению сейсмостойкости сооружения.

3.7. Усилению эмоционального воздействия здания способствуют выразительность фактуры и цветовой насыщенности натуральных и синтетических материалов – мрамора, ракушечника, гранита, анодированного алюминия, использованные
в облицовке стен. Интерьеры декорированы орнаментальными элементами из алюминия, наборными плитками из мрамора
и ценных пород дерева; потолки украшены хрустальными люстрами и светильниками.

3.8. За архитектуру Республиканского Дворца школьников авторский коллектив награжден в 1985 г. грамотой Верховного Совета Казахской ССР.

3.9. Во Дворце школьников находится большой концертный зал (оснащен профессиональным звуковым и световым оборудованием), зал торжеств, зал сказок, зал массовых мероприятий, выставочный зал, большой спортивный зал, зал бокса, зал борьбы, бассейн, художественные мастерские-студии, учебные кабинеты, хореографические классы, костюмерная и административно-хозяйственные помещения.

3.10. В настоящее время ведется поэтапная работа по модернизации Дворца школьников. В марте 2022 года были презентованы лаборатории научно-технического цикла: это инновационные лаборатории по 3 D прототипированию, робототехнике, гидпропонике, IT/VR/AR, физике и нейротехнологии, биологии, физике и Аэро, планетариум и др.